-->

Фарфоровое увлечение Юсупова в Архангельском

Фарфоровое заведение Юсупова было настоящей  достопримечательностью усадьбы Архангельское - Николай Борисович с гордостью демонстрировал мастерские гостям.

В 1820-е гг. современники утверждали: «Вы не были в Архангельском, если не посетили мастерские по росписи фарфора, находящиеся в одном из павильонов в конце регулярного сада».

Чашка с портретом Н. Б. Юсупова в испанском костюме и блюдце. (1831) Миниатюра по картине Г.-Ф. Фюгера «Портрет Юсупова в испанском костюме». Белье – неизвестный завод, Франция. Роспись — мастерская Юсупова. Из собрания усадьбы «Кусково»

А в одной статье «Дамского журнала» с восхищением писали о фарфоровой фабрике «под управлением весьма знающего своё дело француза». Но о французе чуть позже.

Поднос с видом Кремля со стороны Устьинского моста Роспись по картине М.Н. Воробьева «Вид Кремля со стороны Устьинского моста» (1818) Из сервиза кофейного «tet-a-tet» с монограммой «Н І» под императорской короной. Белье — частный фарфоровый завод, Франция. Роспись, золочение — мастерская Юсупова в Архангельском. Из собрания Эрмитажа


В 1810 г. Николай Борисович Юсупов после длительного заграничного путешествия возвращается в Россию и у Марии Адамовны Голицыной покупает подмосковный дворцово-парковый ансамбль Архангельское.

«Фарфоровое заведение» началось в 1815–1816 гг. с мастерской, расположенной в флигеле старинных боярских палат Юсуповых «у Харитония в Огородниках» (сегодня Большой Харитоньевский переулок в Москве).


Чашка с миниатюрой по картине Д.Тенирса-младшего «Курильщик» (1818— 1822) Белье — завод Попова. Роспись — мастерская Юсупова. Из собрания усадьбы «Архангельское»


Первые мастера — крепостные живописцы Колесников, Сотников, Ткаченков, Новиков — учились золочению в Петербурге у профессиональных художников, а на заводе Попова — наносить изображения на фарфоровое бельё, закреплять росписи огнём.

Работа в мастерской велась нерегулярно, ведь художники еще расписывали интерьеры, копировали и реставрировали полотна из коллекции Юсупова, писали собственные картины.

Чашка с миниатюрой «Голова вакханки» (по картине Л.-М. Бонне) и блюдце из "Сервиза с бусами" (1820) Белье — неизвестный завод, Франция (?) Роспись — мастерская Юсупова. Художники Ф. Сотников и/или Е. Шебанин. Из собрания усадьбы «Архангельское»


Осенью 1818 г. мастерскую переводят в Архангельское, тогда же объявляется набор учеников. Отбор шел довольно строгий, самых талантливых обучали у известных профессионалов и оставляли работать в мастерской.

Одиннадцать подростков «расписывали черепки пукетами» (букетами), «писали цветами тарелки», отводили краской края тарелки, а взрослые художники «поправляли» работу учеников и добавляли декор.

Два дня в неделю живописцы работали на себя — расписанный фарфор продавали.

Чашка и блюдце с широким цветочным бордюром (1821-1822) Белье – неизвестный завод. Роспись — мастерская Юсупова. Из собрания усадьбы «Архангельское»


До 1824 г. мастера работали только с привозными фарфоровыми заготовками: чайно-кофейные сервизы, чайные пары, чашки привозили с заводов Гарднера, Попова, Императорского фарфорового завода.

Готовые формы столовой посуды доставляли из Саксонии и Австрии, а из Франции — небольшие сервизы «тет-а-тет» и для завтрака на 1-2 персоны.

Любимыми мотивами росписи на фарфоре были цветы, букеты, гирлянды из цветов и трав.

Тарелка десертная из серии «Розы» украшена изображением из иллюстрированного ботанического атласа П.-Ж. Редуте. (1824-1827) Белье — неизвестный завод, Париж, Франция (?). Роспись — мастерская Юсупова. Из собрания усадьбы Архангельское


С 1819 г. на тарелках появились сюжеты с картин Рембрандта, Фрагонара, Грёза, Виже-Лебрен, а на чашках — женские портреты П. Ротари.

С 1818 по 1820 гг. в фарфоровой мастерской Юсупова было расписано около 1000 изделий.

Большая часть посуды, прошедшая строгий контроль качества, отправлялась в московский дом в «буфетную Его Сиятельства» и использовалась в качестве подарков знатным гостям.
Чашка и блюдце из сервиза «Аракчеевский» чайный «дежене» украшены видами села Грузино (1823) Белье – неизвестный завод. Роспись — мастерская Юсупова. Из собрания усадьбы «Архангельское»


В 1822 г. в Архангельское приезжает приглашенный князем Юсуповым французский живописец Севрской мануфактуры Август Филип Ламбер.

С появлением Ламбера в мастерской увеличивается число живописцев и учеников, внедряются новые техники росписи и декорирования, расширяется ассортимент изделий.
Чашка с портретом Н.Б. Юсупова, гербом рода и блюдце (1810-е) Бельё- неизвестный завод. Роспись - мастерская Юсупова. Из собрания Государственного Эрмитажа


В 1824 г. Ламбер приступает к изготовлению фарфоровых форм, а спустя два года по распоряжению Н. Б. Юсупова в Архангельском строится здание для фарфорового завода.

В 1827 г. Август Ламбер арендует новое предприятие. Но переоценил свои возможности и не смог наладить массовое производство фарфоровой посуды, приносящей доход. Потому вынужден брать частные заказы и налаживает производство изделий из фаянса.

В 1830-е гг. ряд крепостных художников, получили вольную и перешли работать на другие фарфоровые производства. За 14 лет своего существования живописная мастерская в Архангельском воспитала 70 молодых художников.
Тарелки, украшенные композициями по гравюрам Ж-Ф-Ж. Свебаха. Бельё - неизвестный завод. Роспись - мастерская Юсупова (1818-1820) Из собрания усадьбы "Архангельское"


В 1831 г. после кончины Н.Б. Юсупова фарфоровое заведение в Архангельском закрывается. А фаянсовое производство, в аренде Ламбера, просуществовало до 1835 г.

Завод Юсупова-Ламбера скорее был своего рода художественной лабораторией по декору фарфоровых изделий, предназначенных для созерцания, разглядывания и любования.

Самые качественные, наиболее искусно декорированные образцы юсуповского фарфора сегодня хранятся в Русском музее, Эрмитаже, Павловске, усадьбе Кусково.
Самое крупное собрание находится в Архангельском.
Экспонаты выставки в шкафах, похожих на те, в которых размещалась коллекция фарфора при Юсуповых.


С наиболее интересными предметами коллекции фарфора Юсуповых можно ознакомиться на выставочной экспозиции в малом дворце "Каприз" усадьбы Архангельское.

Комментариев нет: