-->

Роковая Аврора

Светская красавица XIX столетия. Украшение петербургских и московских салонов. Ей посвящали стихи и романсы. В неё влюблялись и предлагали руку и сердце самые красивые мужчины. Была супругой богатейшего аристократа России. Но счастье было недолгим. Злой рок преследовал Аврору Карловну Шернваль всю жизнь.

Карл Брюллов Портрет Авроры Карловны Демидовой (1836-1838, собрание Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал")

Прекрасным летним днём 1 августа 1808 года в городке Бьёрнеборг (ныне Пори в Финляндии) в семье финских дворян шведского происхождения - Карла-Юхана Шернваля и Евы-Густавы фон Виллебранд родилась дочь. При крещении девочку назвали Ева-Аврора-Шарлотта.


Местные кумушки сплетничали о том, что во время родов госпоже Шернваль одна нищенка предложила свою помощь в качестве повитухи. Но женщина была настолько грязна и безобразна, что роженица отказалась от её услуг, не пустив даже на порог дома. И она прокляла новорождённого ребенка, пообещав девочке дивную красоту и смерть каждому, кто к ней приблизится.


 Но сплетни сплетнями, а девочка - красивая, цветущая и румяная - подрастала в обществе своей не менее прелестной сестры Эмилии. И пока ничего не предвещало роковых событий. Аврора и Эмилия были совсем еще маленькими девочками, когда умер их отец, и госпожа Ева вышла замуж за прокурора фон Валлена. Новый супруг матери к детям был равнодушен и Аврора очень скоро была отправлена в Петербург - на воспитание к тётке.

Портрет юной Авроры Шернваль работы неизвестного художника


Аврора Шернваль получила хорошее образование. кроме родного шведского, она изучала русский, французский и немецкий, игра на фортепиано, неплохо пела. Девушку готовили к светской жизни.


В возрасте 16-ти лет Аврора возвращается в Гельсингфорс. И появляется на светских балах, где производит впечатление и очаровывает всех своей красотой. Высокая, статная синеглазая брюнетка с ослепительным цветом лица и прелестной улыбкой была прекрасна как заря, чьё имя она носила. Вся светская молодежь поголовно была очарована прекрасной Авророй. 


Александр Муханов - элегантный красавец, фат и ловелас, "синеглазый демон", как звали его в свете - на одном из балов был представлен Авроре. В своём дневнике Муханов оставляет короткую запись: "Она хороша, как бог!" и делает девушке предложение руки и сердца. И Аврора, до сих пор отвергавшая всех поклонников, вдруг пылко влюбляется и предложение принимает.


Но после официальной помолвки Муханов вдруг спохватился - никакого приданого за девушкой не дают. А человек, который сам периодически закладывает свой нательный крестик с цепочкой, не может обеспечить стабильность и счастье.


Он пишет Авроре длинные письма, выясняя, что означает "сегодня вечером её отведённый в сторону взгляд, а позавчера, во время обеда, незаметно обронённый на стул платок...", и под предлогом дежурства в полку, пренебрегает свиданиями.


Дальнейшее вообще не делает чести молодому офицеру - он объявляет себя больным чахоткой и всеми правдами и неправдами добивается возвращения в Петербург. И, ничего не объяснив Авроре, буквально бежит из Финляндии. Растерянная и оскорбленная Аврора продолжает блистать на гельсингфорских балах, и в душе продолжает ждать Муханова. 


В 1828 году в свет начинает выезжать младшая сестра Авроры - светловолосая нежная Эмилия. А вскоре девушка находит своё счастье в лице графа Владимира Мустна-Пушкина, сосланного в Финляндию за связь с декабристами. После снятия полицейского надзора, влюбленные обручились, а в 1831 году обвенчались. Всё это время Аврора была поверенной их любви. А сама втайне ждала Муханова. Но ожидания были напрасными..


 В числе поклонников Авроры Шернваль был и её двоюродный брат - Карл Густав Маннергейм. Сохранились его акварели, на которых изображена Аврора. На всех рисунках один и тот же сюжет - прекрасная девушка спиной к художнику сидит у открытого окна на фоне неба. 

Карл-Густав Маннергейм Аврора Шернваль (1830-е гг., Частная коллекция) 

Карл Маннергейм предлагает Авроре руку и сердце. И, хоть особых чувств к нему у неё не было, но ждать было нечего, красавица ответила согласием. 

День венчания назначен и жених уезжает в дальнее поместье за благословением прабабушки, которая в силу своего возраста на свадьбе присутствовать не могла. А потом жених пропал. Доподлинно было известно, что в имении он побывал, с прабабушкой встретился, получил благословение. Но куда он пропал потом, что случилось - оставалось только гадать. 


С новой силой попозли слухи, мол красавицу Аврору прокляли и не будет счастья ни ей, ни тому, кто захочет с ней связать свою судьбу. Аврора окончательно замкнулась...


В 1831 году сестра Эмилия с супругом возвращаются в Петербург и забирают с собой Аврору. Двух ослепительных красавиц, представленных ко Двору, украшая собой общество избранной столичной аристократии, сразу назвали "финляндскими звездами". Современники восхищались ослепительной красотой, не забывая отмечать их ум и непритворную доброту. 

Личные вещи Авроры Шернваль (1830 гг.) Находятся в собрании Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"

В свете Аврора встречалась с Пушкиным, Вяземским, Тургеневым. В Петербурге Аврора встретила и своих знакомых по Хельсинки - Баратынского, старого друга Муханова - Путяту и наконец самого Муханова!


26-летняя Аврора Шернваль, в самом расцвете своей великолепной красоты, оставалась всё той же обаятельной, любящей и бесконечно доброй. Именно такой её знал Александр Муханов еще 8 лет назад, когда впервые увидел Аврору в Хельсинки. 


Чувства вспыхнули с новой силой, Муханов просто потерял голову и снова посватался к Авроре. Несмотря на отговоры и протесты близких, Аврора приняла предложение. Но... за эти годы денег не прибавилось ни у него, ни у неё.


Вскоре была назначена свадьба. А Муханов снова начал сокрушаться и хвататься за голову. И в панике он пишет приятелю: "На днях нелегкая дернет жениться. Пришлось подыматься на аферы: вообрази, в теперешний холод езжу здесь по городу в холодной шинели, и то в чужой, не на что сшить тёплой..."


Холодным апрельским днём 1834 года, незадолго до свадьбы, Муханов отправился к приятелю на мальчишник. Всю ночь пили шампанское и развлекались стрельбой по пустым бутылкам. Под утро разгорячённый жених в одном мундире возвращался в холодной пролетке. Простудился и за сутки до свадьбы сгорел от воспаления лёгких. Эта история наделала в обществе много шума, именно тогда появилась легенда о "роковой Авроре". 


В своём горе Аврора была безутешна. Надела траур и уехала в имение Муханова во Владимирской губернии, а потом вернулась в родительский дом.


Сестра Эмилия Мусина-Пушкина добилась, чтобы Аврора попала в штат фрейлин императрицы. Обычно Александра Фёдоровна с удовольствием устраивала личную жизнь своих фрейлин. Грустная красавица очень понравилась императрице и жениха Авроре нашли быстро.


Однажды Павел Николаевич Демидов увидел на балу грустную красавицу и был потрясен её красотой. Несколько раз он делал предложение, но своенравная красавица отказывала. 

Неизвестный художник Павел Николаевич Демидов (1820)

Павел Николаевич, сын богатейшего горнозаводчика России,  привыкший получать абсолютно всё, обратился за помощью к императрице. Она и уговорила фрейлину принять предложение богатейшего аристократа России.


В ответ благодарный Демидов сделал Николаю I потрясающий подарок - храм-ротонду. Прекрасные восемь малахитовых колонн под золочённым куполом, отделанным внутри лазуритом, с полом мозаично выложенным из уральских самоцветов.

Ротонда в Эрмитаже

В день венчания Павел Николаевич преподнес Авроре Карловне роскошный подарок. В кованной шкатулке лежало четыре нитки жемчуга размером с лесной орех каждый. А рядом, на платиновой цепочке переливался бриллиант "Санси" - единственное украшение, с которым Аврора не расставалась до конца жизни. 



Бриллиант Сенси 

Пышная свадьба состоялась 9 ноября 1836 года на родине невесты в Хельсинки. Платье невесты, расшитое золотом и бисером, вызывало у присутствующих немой восторг. Столы ломились от обилия диковинных угощений, пушки палили, фейерверки расцвечивали небо - пил и гулял весь город.

 

После свадьбы супруги Демидовы много путешествовали по Европе, но из всех стран больше предпочитали Италию. А лето проводили в Финляндии. Благодаря Демидовым, она стала модным место для отдыха аристократов.


Вернувшись из заграничного путешествия Павел и Аврора Демидовы поселились в Петербурге в роскошном особняке на Большой Морской. 

Особняк Демидовых на Большой Морской д.43 в Санкт-Петербурге

Богатое убранство интерьеров, созданное архитектором Огюстом Монферраном, поражало всех посетителей особняка. Особенно - Малахитовый зал, в Эрмитаже такой появился позже.

Малахитовый зал в особняке Демидовых на Большой Морской

К большому удивлению Авроры, Павел Николаевич выставил ей свои требования - он обеспечивает жене роскошное существование, а она никак не вмешивается в его жизнь, не пристает с разговорами и как можно реже появляется в гостиной! 


Чем было вызвано такое отношение? Ревность к памяти Муханова, желание отыграться за отказы или переживания самолюбивого, полного и не очень красивого человека о своем несоответствии этой цветущей и лучезарной красавице. Или желание указать жене её место - она должна быть такой же молчаливой купленной драгоценностью, как и все остальные роскошные вещи в доме.

 

Но Павел Николаевич и предположить не мог, что фрейлина императрицы окажется целомудренной скромницей и невинной, как ребенок. Придуманные условия вдруг стали ему претить. Демидов почувствовал, что безоглядно влюбился в свою супругу.


Роскошные цветы, изысканные драгоценности, дорогие ткани, шедевры портновского и обувного искусства - к ногам Авроры Демидовой складывались самые дорогие подарки.


 Аврора часто появлялась на придворных балах, Демидов любил наблюдать как она танцует и слышать восхищенные возгласы окружающих. Об отношениях между супругами говорили, что они "словно два голубка".


Через месяц после свадьбы Павел Демидов заказывает портрет любимой супруги. Заказ достался самому модному художнику и портретисту - Карлу Брюллову. 


9 декабря 1836 года, И.С. Тургенев пишет в своём дневнике, что был у Брюллова и видел портрет Авроры. Работа над портретом шла не так быстро, как, возможно, рассчитывал художник. Потому что в конце месяца Тургенев снова записал, что был в мастерской и там портрет Авроры. 

Карл Брюллов Портрет Авроры Карловны Демидовой (ур. Шернваль) (1836-1837, собрание Государственного комплекса "Дворец конгрессов")

Ученик Брюллова художник А.Н. Мокрицкий подробно описывал какими кистями, с помощью каких красок и особых живописных приемов художник добивался передачи фактуры предметов, какое внимание он уделял изображению меха, атласа и бархата. 


Работа над изображением "роковой Авроры" с трудом давалась признанному портретисту. Портрет не был готов даже в начале весны. Когда портрет закончили и передали заказчикам - документальных свидетельств не сохранилось. 


Портрет хранился в семье Демидовых. С переездом сына Павла Павловича Демидова портрет Авроры оказался в Италии. В 1995 году портрет Авроры Демидовой был продан на аукционе "Сотбис". И до 2007 года находился в семье Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. А в 2007 году портрет в числе других произведений искусства был передан в Константиновский дворец. 

Портрет Демидовой в интерьере кабинета К.Р. в Константиновском дворце. Фото PR-служба Государственного комплекса "Дворец Конгрессов"

Однако известно, что существует авторское повторение портрета Авроры Карловны Демидовой. Он находится в коллекции Нижнетагильского музея-заповедника "Горонозаводский Урал". 


Но вернемся к судьбе "роковой Авроры". В 1839 году Аврора подарила мужу наследника, но радость супругов была недолгой. Павел Николаевич Демидов с детства был слаб здоровьем. Известно, что в день свадьбы он был тяжело болен и церемонию бракосочетания провел в инвалидном кресле. А весной 1840 года умер от скоротечной чахотки.

Посмертный портрет Павла Николаевича Демидова. Находится в собрании Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"

На 9-й день после похорон Аврора Карловна собралась и уехала в Нижний Тагил. 32-летняя вдова, оставшись с полугодовалым сыном на руках, покинула высший свет и 6 лет не снимала траур. На Урале Аврора Демидова приняла всю тяжесть забот и управление делами покойного супруга.

 

Почти всё время она просиживала в кабинете над бумагами и ложилась спать далеко за полночь. Управляющие и приказчики приняли вдову почтительно и скептически. Но вскоре удивились её неожиданной деловой хватке.

 

В Нижнем Тагиле Аврора почувствовала пользу своего существования и обрела смысл жизни. Она крестила детей рабочих, была посажёной матерью на свадьбах, дарила бедным невестам приданое, выделяла пособия при несчастных случаях.

Л.Ю. де Леомениль Портрет Авроры Карловны и Павла Павловича Демидова (1849)

Построила несколько больниц и школ, детский приют и дом для престарелых. За это демидовские рабочие называли её на русский манер  - "Заря Карловна".


Шли годы, 38-летняя Аврора Карловна начала появляться в свете. Лето и часть осени Демидова проводила за границей и на Урале, а зиму и весну - в Петербурге. Она не планировала вновь выходить замуж. Но вдруг Аврора снова полюбила.

Гау В.И. Портерт Авроры Карловны Демидовой (ур.Шернваль) (1845, собрание Русского музея)

Ранней весной 1846 года в салоне графа В.А. Соллогуба звучала мазурка "Аврора". Музыку в честь Авроры Демидовой написал композитор М.Ю. Вильегорский.

 

Андрей Николаевич Карамзин - блестящий офицер, чья красота кружила головы многим дамам Петербурга - был тайно влюблён в Аврору. И, пригласив её на танец, решил признаться в своих чувствах и предложить стать его женой.

 

После бала Аврора долго не могла уснуть, сидела в кресле у камина и думала. Она часто бывала в семье историка Николая Карамзина. Семья благородна, но совсем не богата. Андрей был младше Авроры на 6 лет. В обществе такая разница воспринималась неоднозначно. Но уставшую от потерь и одиночества, Аврору тянуло к теплу. И она согласилась на брак.


Свадьба состоялась в 1846 году. Андрей Николаевич подружился с сыном Авроры Павлом и стал его официальным опекуном. Наконец-то Аврора обрела тихое счастье, о котором так долго мечтала.

Портрет Андрея Николаевича Карамзина (1846-1847) Литография А.Леграна с акварели Э.Росси

Чтобы чаще быть с семьей, Карамзин вышел в отставку. Салон Карамзиных был украшением светской жизни Петербурга. Там часто устраивали веселые чаепития с чтением литературных новинок и концертные вечера с разгадыванием шарад. Приходили в гости художники, писатели, поэты.


В марте 1853 года умер управляющий тагильскими заводами. И Андрей Николаевич стал главным уполномоченным от Петербургской конторы.


Карамзины открыли на Урале 3 больницы и дом престарелых. Благотворительность постепенно становилась главным делом их жизни. Это были самые счастливые 8 лет в жизни Авроры. 

Линд Йохан Эрик Портрет Авроры Карловны Карамзиной 1840-1850 гг. (фото 1893 г., собрание Финской национальной галереи)

Но в июне 1853 года началась Крымская война. В Андрее Николаевиче снова проснулся военный с патриотическим пылом и полковник Карамзин добровольно ушёл на фронт. Как будто предчувствия беду, Аврора проводила мужа из Петербурга до самой Москвы.


16 мая 1854 года Андрей Карамзин в неравном бою с турками попал в плен. Последние минуты его были ужасны. Аврора Карловна Карамзина в 46 лет снова овдовела. Перевезла тело мужа из Румынии в Петербург и похоронила на кладбище Новодевичьего монастыря. Над могилой построила церковь "Всех скорбящих радость".

Алексис Жозеф Периньон Портрет Авроры Карловны Карамзиной (1853) 

И потянулись долгие годы одиночества. 50-летняя Аврора, еще привлекательная и моложавая, полностью посвятила себя благотворительности и семье. 


Многие мужчины заглядывались на неё, но Карамзина не отвечала взаимностью. Последнее увлечение Авроры было связано с именем её домашнего секретаря.

Гау В.И. Портрет Авроры Карловны Карамзиной (1860, Частная коллекция, Санкт-Петербург)

В 1862 году Иосафата Огрицко за вольнодумство арестовали и приговорили к смертной казни. В самый последний момент высшая мера была заменена на 20 лет каторги в Сибири.

 

В высших петербургских кругах догадывались, что наказание смягчили благодаря Авроре. Говорили, что она просила о помиловании лично Государя и получила его.


В 1875 году Аврора Карловна Карамзина без сожаления покинула когда-то обожаемый Петербург, где почувствовала себя бесконечно одинокой. Поручив все дела сыну, она перехала Гельсингфорс.

Аврора Карловна Карамзина. Фото 1870-х гг.

Современники с восхищением писали, что Аврора Карловна "даже старушкой остаётся прекрасна". Но вопрос личной жизни для неё уже был окончательно закрыт.


В 1885 году после смерти сына, Аврора поселилась в любимом имении - Тресканде. Небольшую пенсию, оставшуюся от несметных демидовских сокровищ, почти всю тратила на благотворительность. А свой особняк завещала музею Хельсинки. 

Последнее фото Авроры Карловны Карамзиной на пороге дома (1900 г.)

 Аврора Карловна прожила до 94 лет. Категорически отказывалась признавать, что в её жизни было что-то роковое, мистическое. 

Аврора Карловна Карамзина (ур. Шернваль) (1808-1902 гг.)

"Просто судьба!" - возражала она, печально улыбаясь...

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

❤️