-->

Век перемен в искусстве древнерусской живописи

Семнадцатое столетие на Руси — это время расцвета торговых городов. И если до сих пор искусство иконописи было доступно только Царскому дому, духовенству и аристократам, то теперь появляются новые заказчики — представители торгово-промышленного сословия.


Купцов очень много, у них есть деньги. И в память о себе каждый строит церкви, заказывает иконы и церковную утварь.

Воскресение - Сошествие во ад. Третья четверть XVII в. Ярославль. Частное собрание Константина Воронина. 

Искусство иконописи, существовавшее при монастырях, оно другое — строгое, в нем нет места для излишних декоративных элементов.


А новому заказчику хочется, чтобы это было красиво, понятно и увлекательно. Изображение должно возбуждать его глаз. Заказчик хочет смотреть на это вдохновенно и тем самым открывать свою душу для молитвы.


Высококлассных мастеров мало и на большие работы в Москву приглашают мастеров из провинции. Они обмениваются опытом с местными и учатся работать по столичным канонам.


Мастера Оружейной палаты с радостью берутся за частные заказы. Здесь у них больше свободы для творчества, можно использовать более интересные образы. Более того, заказчики стараются превзойти друг друга, тем самым стимулируют развитие искусства.


Когда Москва в очень серьезных стилистических поисках — по-новому изображаются фигуры, их вытягивают, иное выражение лика, например добавляют белильные блики около губ, и лик улыбается; в провинции — еще долго сохраняется консервативный подход.


В Московских работах появляются новые пигменты. Малиновый колорит — бокан, его привозят из Персии и холодный зеленый — малахитовый, из Венеции. Со временем в провинции тоже начинают использовать эти пигменты, но из-за высокой стоимости, очень бережно.

Рождество Христово (1680-е, Кострома). Происходит из Ярославской области. Частное собрание Константина Воронина. 


Икона «Рождество Христово» — ярко демонстрирует как в Ярославле второй половины XVII века широко используют малиновый и изумрудный пигменты.


В то же время провинция подпитывает столичное искусство новыми схемами иконографии. Провинциальные иконы отличаются от московских душевной открытостью, теплотой и отсутствием строгости.

Пророк Даниил во рву львином (Дверь в жертвенник) Середина XVII в. Галич. Происходит из Костромской области. Частное собрание Константина Воронина.

На створке двери в жертвенник изображен пророк Даниил во рву львином. Сюжет страшный, но костромской мастер изобразил льва — забавным и игривым.

Лев. Фрагмент двери в жертвенник. 


Изображение Апостола Луки — покровителя иконописцев — можно встретить на царских вратах, в Евангелиях. Храмов ему особо не посвящали, потому отдельная его икона — большая редкость.

Апостол и Евангелист Лука (Третья четверть XVII в., Новгород). Частное собрание Константина Воронина. 


Святая мученица Христина — чрезвычайно редкая икона. Обычно её изображают в составе святых. Понятно, что отдельная икона — это особый частный заказ. Такое изображение небесной покровительницы — в то время большая редкость.

Святая мученица Христина (Первая треть XVII в., Москва) Частное собрание Константина Воронина.


Апостольские проповеди — редкая иконография, появилась на рубеже XVI–XVII вв. в Благовещенской церкви Строгановых в Сольвычегодске. До середины XVII века очень популярна в Костроме, Ярославле, Великом Устюге.

Апостольские проповеди (Скзания Епифания Кипрского) (1697 г, Новгород) Происходит из псковской области. Частное собрание Константина Воронина. 


В Москве эту иконографию восприняли только в конце XVII в. Первым мастером был Федор Рожнов, уроженец Казани, кто выполнил эту икону в стилистике мастерской Оружейной палаты.


Богоматерь Владимирская — мой любимый образ.

Когда-то много лет назад я впервые увидела её в Третьяковке.

И вот эта пяточка младенца Иисуса, повернутая к зрителю, покорила моё сердце.

Богоматерь Владимирская (первая четверть XVII в., Москва) Происходит из Ивановской области. Частное собрание Константина Воронина. 


С тех пор я много раз рассматривала эту икону. Но ручку, которая нежно обнимает шею Богоматери, я заметила только в Музее Рублёва.

Богоматерь Владимирская. Фрагмент.

Все эти и другие уникальные, яркие и интересные иконы можно увидеть в Музее им. Рублёва на выставке «Век перемен. Иконы XVII столетия из собрания Константина Воронина» до 20 февраля 2022 г.

Комментариев нет: