"Видение розы" или самый яркий балет из "Русских сезонов" Дягилева
Юная девушка вернулась домой со своего первого бала.
В руках она держит розу - цветок весь вечер был приколот к её платью.
Девушка вдыхает его аромат, любуется им.
Переполнная новыми впечатлениями, она устало опускается в кресло и засыпает.
Из открытых окон доносится едва уловимый аромат цветущих роз.
Вдруг некое видение впорхнуло в комнату.
Это воздушное, невесомое, готовое вот-вот расстаять в воздухе, и всё же видимое и осязаемое существо - дух розы.
Кадр из видеозаписи балета "Видение розы". В роли Призрака - Николай Цискаридзе |
В 1911 году в Монте-Карло в рамках "Русских сезонов" Сергея Дягилева состоялась премьера балета "Видение розы".
В 10-минутной миниатюре были задействованы самые талантливые люди того времени.
Михаил Фокин создал новаторскую хореографию специально Вацлава Нижинского.
Партию девушки танцевала звезда русского балета Тамара Карсавина.
Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в костюмах для балета "Видение розы" |
Леон Бакст спроектировал изумительные декорации и костюмы.
Леон Бакст Эскиз костюма девушки для балета "Видение розы" |
Леон Бакст Эскиз костюма Призрака |
Леон Бакст Эскизы декораций к балету "Видение розы" |
Леон Бакст Эскизы декораций к балету "Видение розы" |
Визитной карточкой балета стал костюм Призрака, расшитый алыми, розовыми и пурпурными лепесками роз.
Балет поставлен на музыку немецкого композитора Карла Марии фон Вебера "Приглашение к танцу", в котором в ритме вальса перед нами предстает сцена бала и история знакомства кавалера и дамы.
Либретто написано по мотивам стихотворения Теофиля Готье "Призрак розы".
Партия Призрака розы требует от танцовщика особой пластики и грации. Очень не легко изображать растение, цветок в танце, но ещё сложнее передать его сущность, его душу.
По замыслу хореографа танцовщик здесь не партнер для балерины, он должен перевоплотиться в воздушное и бесполое существо - дух цветка.
Особое внимание уделено движениям рук. Они должны быть подвижны и в то же время расслаблены, изображая колыхание цветка на ветру. Они должны "говорить и петь".
Призрак увлекает девушку в танец, и она следует за ним в полусне.
Финал балета - прыжок в окно, но это не просто прыжок, танцовщик должен "вылететь" в окно, растворившись в воздухе .
По свидетельствам современников Нижинский, совершая финальный прыжок как-будто на несколько мгновений зависал в воздухе, что приводило зрителей в неописуемый восторг.
Вашему вниманию видеозапись балета "Видение розы". В роли Призрака - Николай Цискаридзе, в том самом костюме созданный для Нижинского. Сегодня костюм находится в фондах Театрального музея им. Бахрушина.
Костюм Призрака из балета "Видение розы" (из собрания Театрального музея им. Бахрушина) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий