-->

"Видение розы" или самый яркий балет из "Русских сезонов" Дягилева

Юная девушка вернулась домой со своего первого бала. 


В руках она держит розу - цветок весь вечер был приколот к её платью.

Девушка вдыхает его аромат, любуется им. 

Переполнная новыми впечатлениями, она устало опускается в кресло и засыпает.



Из открытых окон доносится едва уловимый аромат цветущих роз.

Вдруг некое видение впорхнуло в комнату.


Это воздушное, невесомое, готовое вот-вот расстаять в воздухе, и всё же видимое и осязаемое существо - дух розы.

Кадр из видеозаписи балета "Видение розы". В роли Призрака - Николай Цискаридзе


В 1911 году в Монте-Карло в рамках "Русских сезонов" Сергея Дягилева состоялась премьера балета "Видение розы".

В 10-минутной миниатюре были задействованы самые талантливые люди того времени. 


Михаил Фокин создал новаторскую хореографию специально Вацлава Нижинского.

Партию девушки танцевала звезда русского балета Тамара Карсавина.

Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в костюмах для балета "Видение розы"


Леон Бакст спроектировал изумительные декорации и костюмы. 

Леон Бакст Эскиз костюма девушки для балета "Видение розы"

Леон Бакст Эскиз костюма Призрака 

Леон Бакст Эскизы декораций к балету "Видение розы"

Леон Бакст Эскизы декораций к балету "Видение розы"


Визитной карточкой балета стал костюм Призрака, расшитый алыми, розовыми и пурпурными лепесками роз.



Балет поставлен на музыку немецкого композитора Карла Марии фон Вебера "Приглашение к танцу", в котором в ритме вальса перед нами предстает сцена бала и история знакомства кавалера и дамы. 


Либретто написано по мотивам стихотворения Теофиля Готье "Призрак розы".

Партия Призрака розы требует от танцовщика особой пластики и грации. Очень не легко изображать растение, цветок в танце, но ещё сложнее передать его сущность, его душу.

По замыслу хореографа танцовщик здесь не партнер для балерины, он должен перевоплотиться в воздушное и бесполое существо - дух цветка. 

Особое внимание уделено движениям рук. Они должны быть подвижны и в то же время расслаблены, изображая колыхание цветка на ветру. Они должны "говорить и петь".

Призрак увлекает девушку в танец, и она следует за ним в полусне.


Финал балета - прыжок в окно, но это не просто прыжок, танцовщик должен "вылететь" в окно, растворившись в воздухе .

По свидетельствам современников Нижинский, совершая финальный прыжок как-будто на несколько мгновений зависал в воздухе, что приводило зрителей в неописуемый восторг.


Вашему вниманию видеозапись балета "Видение розы". В роли Призрака - Николай Цискаридзе, в том самом костюме созданный для Нижинского. Сегодня костюм находится в фондах Театрального музея им. Бахрушина.

Костюм Призрака из балета "Видение розы" (из собрания Театрального музея им. Бахрушина)


  

Комментариев нет: