Авангард: на телеге в XXI век
В начале 1920-х гг. культурная жизнь в Вятке развивалась в атмосфере романтического энтузиазма.
Из столицы приезжали с выступлениями многие выдающиеся деятели искусства и культуры того времени. Игорь Грабарь, Владимир Маяковский, Айседора Дункан, Демьян Бедный.
В Вятке работали многие художники — выпускники художественных учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.
Стараниями местной интеллигенции открывались школы, библиотеки, музеи. По сведениям 1923 года Вятская губерния была на втором месте из 31 губернии по числу городских музеев, а по музейному делу среди сельских музеев — на четвертом.
Культурная жизнь уездных городов Вятской губернии бурно развивалась благодаря и трем передвижным художественным выставкам.
Организаторами этих выставок были историк искусства и архитектор Евгений Медведев и школьный работник, экономист по образованию, Сергей Якимов.
Они сами отбирали работы для выставок, и сами же за ними ездили в Москву, Казань, Петербург, Нижний Новгород.
Как правило выставки устраивались либо ранней весной до начала посевных, либо поздней осенью, когда урожай был собран.
Каждая выставка сопровождалась публикацией небольшого каталога с информацией о художниках и названием экспонатов.
В предисловие рассказывалось о терминах, которые встречались на страницах каталога — музей, художественные выставки, эскиз, этюд, акварель, темпера и тд.
На приглашение участвовать в третьей передвижной выставке откликнулись художники из Казани, много экспонатов поступило из Москвы от художников объединения «Мир искусства».
Алексей Кравченко Радуга (1913, собрание Вятского художественного музея им. Васнецовых, Киров) |
Помимо известных мастеров, таких как Фешин, Родченко, Степанова, Кандинский, Машков, Малевич, на выставке показывали работы местных художников.
Николай Фешин Портрет девочки (1910-е, собрание Вятского художественного музея им. Васнецовых, Киров) |
Выставка пользовалась большим успехом. Ввиду того, что некоторые школы и учреждения не успевали посмотреть — её продлевали, время посещений переносили на более удобное, и даже проводились лекции «Как надо рассматривать картину». Ничего не напоминает? За 100 лет ничего не изменилось.
Михаил Демидов Портрет девушки в красной косынке (1920-е, собрание Вятского художественного музея им. Васнецовых, Киров) |
После показа в Советске, предполагалось показать выставку еще в шести городах Вятской губернии. И на телегах по бездорожью отправили её в Яранск.
В силу разных обстоятельств, в том и числе и в связи с переходом на НЭП, экспонаты на долгие десятилетия застряли в Яранске.
На дороге. Фото 1920-е. Из фондов Вятского художественного музея им. Васнецовых |
Только в 1965 году из 322 произведений 77 передали в Вятский художественный музей. Остальные видимо вернулись к владельцам, но подтверждающих этот факт документов не найдено.
Ольга Розанова Трефовый король (1914-1915, собрание Слободского музейно-выставочного центра) |
О выставке забыли на долгие десятилетия, а произведения были преданы забвенью в закрытых фондах Вятского художественного и Яранского краеведческого музеев. Куда допускались даже не все сотрудники этих институций.
Василий Кандинский Рисунок №1 (1915, собрание Яранского краеведческого музея) |
Издательство «Энциклопедия русского авангарда» в сотрудничестве с музеями Кировской области задумали реконструкцию выставок, проходившие в Советске и Яранске 1920-х гг.
Николай Белянин Натюрморт (1916, собрание Вятского художественного музея им. Васнецовых, Киров) |
Спустя 100 лет уникальный выставочный проект «Авангард: на телеге в XXI век» с большим успехом прошел в Екатеринбурге, а весной 2021 года — в Вятке.
Для выставки собраны уникальные работы русских художников начала XX века, участвовавшие в передвижных выставках, и документы о культурных деятелях, в условиях голода и разрухи проявивших энтузиазм и невероятную энергию в художественно-культурной жизни Вятской губернии.
Экспозиция выставки в Музее русского импрессионизма |
В 2022 году «телега» с шедеврами русского авангарда добралась до Москвы и до 22 мая остановилась в Музее русского импрессионизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий