-->

«Коронные» сценические образы Фёдора Шаляпина

Константин Станиславский как-то заметил, что свою «систему» он писал с Шаляпина.


У Фёдора Ивановича всё выходило просто и естественно. Но эта простота достигалась полным сомнений, порой до потери веры в себя, творческим процессом. 


Каждая работа над ролью была результатом громадного изнурительного труда. Он не выносил халтуры и не позволял халтурить другим. 


Фёдор Иванович был большим мастером перевоплощения. Он превратил оперу в синтез искусств.


И слово, и музыка, и грим, и костюм, и мимика, и жесты — всё было подчинено созданию характера героя.

Федор Иванович Шаляпин

Творческая биография Шаляпина состоит из множества блестящих образов в произведениях русской и зарубежной мировой оперной классики.


Для сегодняшней заметки выбрала пять «коронных» сценических образов, созданных Федором Ивановичем Шаляпиным.


Мефистофель в опере «Фауст» — самая первая роль, которую в 1895 году молодой артист сыграл на сцене Мариинского театра, и одна из лучших в репертуаре Шаляпина. Он пел её буквально во всех крупных театрах мира.

Федор Шаляпин в роли Мефистофеля (1895, Мариинский театр)

В течение многих лет певец шлифовал этот образ. Для Шаляпина, который при работе над ролью всегда изучал литературный первоисточник, в опере не хватало материала, чтобы приблизить образ Гуно к образу, созданному пером Гете.

Федор Шаляпин в роли Мефистофеля (1895, Мариинский театр)


Шаляпинский Мефистофель вызывал у зрителей тревогу и беспокойство: перед ними возникало существо из мира темного и страшного, не знакомого с понятиями добра. 


Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова как будто сошел с картины Репина. Интересно, что в 50-х гг. XX века группа антропологов восстановила по черепу Ивана Грозного облик царя.

Федор Шаляпин в образе Ивана Грозного. 1909 г. Париж. Афиша Русских сезонов Сергея Дягилева
Из всех имевшихся в арсенале портретов, созданных художниками и скульпторами, грим Шаляпина больше всего соответствовал облику царя Ивана Грозного.

Федор Шаляпин в образе Ивана Грозного

Олоферн в опере Серова «Юдифь». Коровин вспоминал: однажды группа художников присутствовала в момент, когда Шаляпин работал над этим образом. Он гримировался.


По правую руку стоит Валентин Серов и что-то вспоминает из эскизов к костюму, которые он создавал специально для Фёдора Ивановича.


Рядом Поленов, в его руках фотографии с ассирийского барельефа. Шаляпин присматривается и лепит своё лицо. Коровин с Врубелем наблюдают, что-то подсказывают.

Вдруг раздается голос Шаляпина: «Дайте чашку и подставьте два табурета».

Федор Шаляпина в образе Олоферна
После репетиции все с удивлением спрашивают: «Откуда это у тебя и как ты смог это передать?» На что Шаляпин, смеясь, отвечает: «Вот черти! Вы ж сами мне фотографии показывали!»

Федор Шаляпин в образе Олоферна

Шаляпину хватило фотографии, чашки и двух табуреток, чтобы понять, как передать пластику образа. ⠀


На художника Александра Головина исполнение артистом этой роли произвело огромное впечатление. И он написал портрет Шаляпина в этом образе. Сегодня портрет находится в Третьяковке.

Головин Александр Портрет Федора Шаляпина в образе Олоферна (1908, из собрания Третьяковской галереи)


Дон Кихот — одна из знаковых ролей в творчестве Шаляпина. Впервые исполнена артистом в Монте-Карло в 1910 г. Опера была написана специально для Шаляпина.


Зрители были в восторге от одного только появления артиста на сцене в сопровождении загримированной лошади, с впалыми боками и торчащими ребрами.

Федор Шаляпин в образе Дон Кихота

Рядом с лошадью степенно вышагивал Дон Кихот. Худой, как палка, казалось, он сейчас переломится пополам.


Эффект худобы достигался за счет лат, стягивающих фигуру, длинноносой обуви и грима — изнеможённый вид, тощая бородка, тонкая шея и торчащий воротник.

Но этот вид был обманчив, всё смешное исчезало в тот момент, когда Дон Кихот начинал петь.


В 1933 году Федор Шаляпин снялся в фильме «Дон Кихот» немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста. Музыку к фильму написал французский композитор Жак Ибер.



Хоть артист уже немолод, но это единственное видимое доказательство актерского гения Федора Ивановича Шаляпина.


Борис Годунов — вершина творчества, «коронная» роль Шаляпина. Когда Федор Иванович начинал работать над ролью, историки спорили — виновен царь в убийстве царевича Дмитрия или нет.

Федор Шаляпин в образе Бориса Годунова

Факт невиновности Бориса оказался для Шаляпина очень важным. Ни одна роль певца не подвергалась такой скрупулёзной проработке.


В каждом новом театре, в каждом новом спектакле Федор Иванович старался по-разному раскрывать разнообразие характера своего героя, заставлял ему сопереживать.

Федор Шаляпин в образе Бориса Годунова

Федор Иванович Шаляпин играл так — зрителям казалось, что всё происходит по-настоящему, взаправду.

Комментариев нет: