-->

Москва скульптора Степана Эрьзи

Жизнь и творчество скульптора Степана Эрьзи неразрывно связаны с его любимым городом – Москвой. 



Русский скульптор Степан Дмитриевич Нефёдов родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. 



Под псевдонимом Эрьзя, происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой был, он стал известен позже, когда уехал в Европу совершенствовать свое мастерство. 


Свою трудовую биографию Степан Нефёдов начал с работы в иконописных артелях. Путешествуя с ними по городам и селам Поволжья, постигал азы иконописного мастерства.


В 1896 году посетил Художественно-промышленную выставку, где, в отдельном павильоне, увидел работы Михаила Врубеля, которые произвели на молодого художника сильное впечатление. 


В 1899  г. – возвращается в Алатырь, куда переехала семья. Для местного любительского театра создает декорации к спектаклю, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина.


И в 1901 году Степан Эрьзя приезжает в Москву.

Рождественка,11/4 Московский архитектурный институт (МАРХИ)

А в 1901 году это было Императорское Строгановское центральное училище технического рисования. Куда приходит Степан Нефёдов в надежде стать учащимся знаменитого художественного заведения. Но вначале он начал посещать вечерние классы училища, где преподавали живописцы Сергей Иванов и Николай Касаткин. Но вдруг меняет свои планы и поступает на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.


Мясницкая, 21 Училище живописи, ваяния и зодчества

В 1902 году Эрьзя поступил на отделение живописи. С 1904 года - параллельно живописным классам он начинает посещать скульптурное отделение (мастерскую профессора С.М.Волнухина). В 1907 году, не окончив последнего этапа обучения, покидает училище и уезжает в Италию.


Кузнецкий Мост, 6/3 Бывший дом Хомякова

В этом доме Эрьзя с 1904 по 1905 год проживал и работал фоторетушером в модном фотоателье Романа Флориановича Бродовского.


 Ателье рельефной фотографии Бродовского находилось на верхнем этаже, куда посетителей доставляло модное новшество – лифт! У Бродовского был даже собственный телефонный аппарат, что свидетельствует о популярности фотоателье, в котором работы фоторетушеру всегда хватало.


Тверская, 13 Дом московского генерала-губернатора

В этом здании в 1904-1905 гг. состоялась встреча Эрьзи с Влк.кн. Елизаветой Федоровной. 


Встречу устроил личный секретарь Великой княгини Емогоров, посоветовав Эрьзе передать ей прошение о материальной помощи. 


При встрече Эрьзя был поражен печальной красотой княгини, попросил разрешения написать ее портрет с натуры, начал работу, но его революционно настроенные друзья по училищу, узнав, осудили его, и он прервал сеансы.


Тверская, 18 Дом Сытина 

Здание редакции газеты «Русское слово», в которой в 1905 году внештатным фотокорреспондентом (по рекомендации Р.Ф.Бродовского) подрабатывал С.Нефёдов. 

По заданию редакции С.Нефёдов снимал забастовку рабочих на сургучно-лаковой фабрике братьев Мамонтовых и ее разгон войсками под командованием ротмистра Петерсона. 

Также он снимал аресты рабочих типографии Худякова, заключенных в Бутырке, в том числе – приговоренных к казни (иногда по просьбе их родственников).


Льва Толстого, 21 

Дом Толстого в Хамовниках, в котором Степан Дмитриевич Эрьзя бывал 1905-1906 гг. Встречался с писателем, портрет которого неоднократно лепил. 

 

Красная площадь, 1

В 1906 году в Историческом музее состоялась первая государственная выставка современной скульптуры, на которой для работ Степана Эрьзи выделили целый зал. 


В 1907-1914  гг. Степан Эрьзя живет и работает в Италии и Франции. А по возвращении в Москву у скульптора появляется своя мастерская. 

Петровка, 28/2 Высоко-Петровский монастырь 

Степан Дмитриевич снял мастерскую на Петровском бульваре в полуподвале Петровского монастыря. С ним работали и учились его ученики: Карлис Залит, Елена Мроз, Ода Цинк, Алиса Сакс, Георгий Мотовилов, Василий Нефёдов (родной племянник скульптора).

Весной 1916 г. за неуплату мастерской Эрьзе пришлось уйти из Петровского монастыря, ученики разъехались, он раздал свои работы на временное хранение и, по приглашению ученицы Е.Мроз уехал на лето в Новороссийск и Геленджик. Затем живет и работает на Урале, в Батуми и Баку.


В 1926 году Стена Эрьзя уезжает в командировку во Францию. А в 1927 году едет в Аргентину и остается там на долгих 23 года. Именно там скульптор начал работать с деревом кебрачо, с другими материалами больше не работал.

В 1950 году Степан Эрьзя возвращается в Москву. 

Поварская, 50/53 

В 1953 году в честь скульптора степана Эрьзи в Доме литераторов состоялся торжественный вечер.


Кузнецкий Мост, 20

В 1954 году в Выставочном зале МОСХа состоялась легендарная персональная выставка Эрьзи, первая и последняя после его возвращения из Аргентины. Основную часть экспозиции составили аргентинские работы, выполненные в дереве кебрачо. Выставка не оставила равнодушным никого из ее посетителей.


Большой Кремлёвский дворец

В 1957 году в Большом Кремлевском дворце Степану Дмитриевичу Эрьзе, к 80-летию вручили Орден трудового красного знамени. За всю жизнь это была единственная награда.  

2-я Песчаная улица, дом 3

Последний московский адрес Степана Эрьзи. В 1950 году, по возвращении из Аргентины, в этом доме получил мастерскую. И прожил до конца своих дней.

Своего музея в Москве, который ему по возвращении из Аргентины, обещали власти, Степан Дмитриевич при жизни не дождался...


В 2021 году на карте Москвы появилась еще одно точка, связанная с именем выдающегося мастера.

К 145-летию со дня рождения Степана Дмитриевича Нефёдова-Эрьзи, по иннициативе Международного фонда искусств имени С.Д.Эрьзи, открылся Культурный центр «Эрьзя-центр».


В постоянной экспозиции Центра представлены редкие фотографии, видео-материалы, и конечно, работы скульптора Степана Эрьзи, как оригиналы, так и в виде точных слепков с работ, находящиеся в музеях и частных собраниях России, Европы и Южной Америки.  



Комментариев нет: